|
И еще один факт: ввод в действие железной
дороги обеспечил стройки Инты и Воркуты рабочей силой. Целыми эшелонами стали
прибывать сюда заключенные. Кроме того, и что было крайне важно, что благодаря
новой железной дороге стало возможным организовать бесперебойную отгрузку с юга
Коми края из Кылтовского леспромхоза, что вблизи Микуни, строительного леса. Эта
ответственная работа была поручена Илье Марковичу Когану. Ему был придан отряд
заключениых-бытовиков, заготовлявших и грузивших ежесуточно до 24-х больших
вагонов строевого леса, из которого и были построены все рубленые двухэтажные
дома Инты. Нельзя не отметить и такую деталь: при строительстве домов по yлице
Кирова, №№ 12, 16 и 34 использовались бревна, заранее подогнанные и
пронумерованные для каждого конкретного дома. Эту своего рода механизированную
подготовку бревен с целью ускорения стройки выполняли на интинском
ДОКе.
ГЛАВА 5
Первый уголь
В 1942 году шахты
«Интастроя» выдали на-гора первый уголь, всего 53 тысячи тонн. Однако первый
эшелон угля с Инты был отправлен лишь 15 октября 1943 года (из статьи «К
угольным горизонтам А. М. Оллыкайнена, главного геолога концерна «Интауголь»,
опубликованной в газете «Искра» 9 октября 1991 года), по готовности
железнодорожных путей. Шла жестокая война, уголь был
очень нужен стране, поэтому отгрузка добытого угля форсировалась всеми
средствами. Постоянно проводились ударники по отгрузке топлива. Благодаря этому,
поток угля с Инты все увеличивался. Так, в 1943 году было отгружено 130 тысяч
тонн, в 1944-270 тысяч тонн. а в 1945-412. Этим углем молодая Инта, на картах
еще не обозначенная, внесла свой ощутимый вклад в поддержку сражающейся Родины
и, в частности, героев-ленинградцев.
|
|
которым было отправлено 22 эшелона
сверхпланового угля. Традиция отгружать сверхплановый уголь Ленинграду
сохранилась и после окончания войны. Помню, как в 1946-47 годах при отправке
таких эшелонов на Предшахтной всегда играл духовой оркестр, а паровоз украшался
кумачом и транспарантами.
ГЛАВА 6
Первые электростанции
Строящемуся городу, а тем
более шахтам необходима была электроэнергия. В первую очередь она нужна была
насосам, откачивающим воду из шахт. Поэтому уже в 1941 году вблизи ствола шахты
№ 2 («Глубокая») заработал первый в Инте локомобиль с генератором в 45 квт.
Почти одновременно в районе, где сейчас работает шахта «Восточная», был введен в
действие локомобиль с генератором 120 квт. В том же 1941 году в районе устья
речки Угольная был начат монтаж большой локомобильной электростанции (ЛЭС)
мощностью в тысячу квт, и к концу 1943 года здесь были запущены все восемь
агрегатов по 125 квт каждый, смонтированных в деревянном корпусе. Однако темпы
роста потребности в электроэнергии так быстро возрастали, что в октябре 1943
года вводится еще одна временная ТЭС № 1 с одной трофейной турбиной в 1600 квт.
Расположена эта станция была там, где сейчас стоит бетонный завод. Корпус ее был
деревянный, работала станция на угле шахт Первого горного района, в связи с чем
оттуда к ТЭС-1 была проложена узкоколейка, но которой паровозик возил составы с
углем и порожняком. И только во время строительства первой очереди ТЭЦ-2 бы-ли
уложены широколейные подъездные пути и сооружены мощные устройства для разгрузки
большегрузных полувагонов.
|
|