|
небольшой, но
удивительно живописный уголок
северной природы, который сразу же
назвали парком. Сюда в хорошую
погоду приезжали горожане. Но, к
сожалению, всего через несколько
лет это место было заброшено и
забыто. В настоящее время здесь
вырос целый поселок дач, что
построили интинцы при своих
огородах.
Считается, что город начинается с
вокзала, железнодорожной станции.
Так бывает не всегда: у нас в Инте
все получилось иначе, сначала
строился чуть ли не в прямом смысле
на, угле поселок, потом город,
снабжение которого шло по рекам или
по зимнику из Воркуты,
следовательно, станция, вокзал,
железная дорога строились
значительно позднее.
Для истории любопытно вспомнить,
что при проектировании
железнодорожного участка Кожва-Воркута
рассматривались два варианта -
восточный, он и был осуществлен, по
этому проекту железная дорога
проходит в 10 км от старого центра
города, и западный вариант, по
которому трасса пролегла бы в
районе бышего Сангородка.
Интинские геологи, не имея еще
достаточно данных разведки, только
на основании теоретических
предположений, опасались, что при
западном варианте трасса «сядет»
на угольные пласты, и потому
предпочли восточный вариант. И, как
показала жизнь, ошиблись (газета «Искра»
от 7 нюня 1967 года, автор Г.
Богданович «Рождение угля»).
Станция Инта родилась буквально на
пустом месте одновременно с
магистралью. Первые годы
железнодорожники жили во временных
жилищах. Только в 1949 году колонна
заключенных начала сооружать на
Верхней Инте большую серию
двухэтажных каменных жилых домов.
Тогда же были построены средняя
школа и Дом культуры. В 60-х годах
здесь выросла серия четырех- и
пятиэтажных домов. В 1964 году было
закончено строительство здания
вокзала, одного из лучших на этой
дороге. 12 ноября 1953 года Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР из состава
Кожвинского района был выделен
Интинский район, причем, как я уже
рассказывал, центром района был
назван поселок Верхняя Инта, но 23
июня 1956 года Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР было
утверждено постановление
Президиума
|
|
Верховного Совета Коми
АССР о перенесении райцентра в
город Инта. В 70-х годах на Верхней
Инте были заасфальтированы
привокзальная площадь и основные
улицы поселка.
В 1955 году сюда из Кочмеса
переводится отделение
эксплуатации, но через год, в 1956, это
отделение ликвидируется. Станция
Инта вошла в Воркутинское
отделение.
Что касается депо Инта, то оно
родилось в 1942 году как паровозное, в
1968 году его переименовали в
локомотивное, и коллектив депо
энергично осваивает эксплуатацию и
ремонт тепловозов. В 1983 году здесь
начались испытания мощных
тепловозов Луганского завода типа 2ТЭ10М.
В депо Инта в почетном списке
значатся 16 машинистов, имеющих
каждый на своем счету по 1 млн.
километров безаварийного пробега.
Есть здесь также девять Почетных
железнодорожников. Все эти
сведения о депо заимствованы в
музее предприятия, организованном
и наполненном экспонатами ветерана
депо Анатолием Андреевичем
Старенченко, в 1991 году он ушел на
пенсию после 19 лет работы только в
этом коллективе.
Поселок Верхняя Инта отнесен к
категории городского типа.
Население его в 1959 году достигло 6,7
тысячи человек, начиная с 1979 года
здесь устойчиво держится
численность в 4,3 тысячи человек. Из
многих ветеранов депо назову
машинистов Ивана Васильевича
Донцова и Юрия Тихоновича
Путинцева. Отлично трудятся
ветеран войны и труда, бригадир
водоснабжения В. Г. Худяков, старший
дорожный мастер В. Хотовицкий.
Десятилетия отдал станции Виктор
Андреевич Арсентьев, последние
годы работавший начальником
вокзала, скончавшийся в 1988 году.
Остаются в строю ветераны-общественники
В. П. Старинский, В. А. Ваенский и
другие патриоты Верхней Инты. Здесь
работает целая династия машинистов
Татевосян.
|
|