|
ГЛАВА 18
Начало Деревообрабатывающего завода
Дерево и лесообработка
были важной составной частью зарождавшейся строииндустрии Инты. Неудивительно: и
в жилище, и на шахте основой основ был лес в самых разнообразных своих формах.
Первый простейший ДОК заработал в сороковых в центре строящегося поселка, рядом
со знаменитой столовой № 1. Отсюда к берегу реки, по
пологому спуску была устроена своего рода бревнотаска для подъема леса,
поступавшего тогда только путем сплава по воде. Находился этот ДОК на территории
КОЛПа, у самой его Восточной границы. По преданию начинался ДОК с двух ручных
пил, на которых трудились заключенные. В 1946 году, как только начал лес
поступать по новой железнодорожной магистрали, был запущен новый ДОК вблизи
Предшахтной, где он находился до семидесятых годов. Тогда в конце улицы
Промышленная был построен новый, более модернизированный ДОК. Руководителем
деревообработки в Инте, начиная с 1941 года, был до конца жизни - до 1966 года -
Павел Васильевич Мазурин. История его появления в Инте такова: еще перед войной,
в 1941 году в Воркуте он отбыл свой пятилетний срок заключения и по совету
знающих ситуацию людей, во избежание в случае начала войны повторного ареста,
быстро получил паспорт и пешком, в одиночку, совершил переход в Инту, где и
начал свою новую жизнь, вскоре получил назначение, завел
семью... Щедрым подарком для интинских строителей
были запасы отличного песка и гравия под боком стройки - в высоком левом берегу
реки Большая Инта. Сначала здесь, за нынешней улицей Полярная, был открыт карьер
инертных материалов, а позднее возникла «руководящая» идея прорыть канал, иначе
говоря, отсечь большой, затопляемый веснами полуостров от строящегося жилого
массива. И в начале пятидёсятых эта работа была выполнена, в основном вручную,
руками
|
|
женщин-заключенных. Гуляя порой по нашему красивейшему острову, переходя
к нему по висячему мосту, вспоминайте их. пожалуйста, добрым словом.
ГЛАВА 19
Первые дороги и улицы
Первоначально для
обеспечения надежной связи между объектами и подразделениями стройки по целине
прокладывались простейшие дороги, называвшиеся трактами. Они представляли собой
знакомую многим лежневку с осушительными канавами по сторонам. Первые такие
тракты были проложены от центра, то есть ул. Кирова, 7 и 14, на Предшахтную и
Второй район, позднее на шахты «Западная» и «Интинская». По мере застройки эти
тракты переименовывались в улицы с введением нумерации
домов. Среди интинских улиц первой будет справедливо
назвать улицу Индустриальная, потому что она по своему расположению является как
бы входной нашей улицей. С нее действительно начинается город. Кроме того,
именно на этой улице стоят первой важности объекты - и Интинская ТЭЦ, и завод
железобетонных изделий, а в прошлом стояли их предшественники. Начинается эта
улица - длиною в километр - от ТЭЦовского переезда, откуда идет нумерация домов,
и кончается на Горке, то есть на развилке дорог на станцию и на Восток. Жилых
домов на этой улице не было, но по правой ее стороне протянулся большой старый
ТЭЦовский поселок - деревянный, одноэтажный, наполовину частный, наполовину
коммунальный, с далеко не полным благоустройством. Здесь сейчас построено
несколько новых домов. Все улицы поселка как-то необычно, под острым углом
вливаются в Индустриальную. Это объясняется направлением глубоких осушительных
канав, с которых начиналось освоение тундры.
|
|