|
человека, прошедшего путь от рядового заключенного до
руководителя-орденоносца. По данным архива «Интауголь» П. А. Васюта проработал в
Инте с 1943 по 1959 г.г., занимая должности от бригадира до начальника
ОСУ.
ГЛАВА 22
Накануне больших перемен
К середине 50-х годов
строительство поселка подходило к завершению. Из десяти кварталов, намеченных
генеральным планом, уже шла застройка девятого, что завершался улицами
Пригородной (ныне Чайковского) и Социалистической. В домах этого квартала, кроме
жилья, были предусмотрены помещения для филиала Госбанка, Дома пионеров, здания
поликлиники № 1, двух типовых детских садов-яслей. Напомню, что в центре этого
квартала уже возвышалась водонапорная башня. За 1953
год шахтеры Инты добыли 2,8 млн. тонн угля, прибавка в следующем году намечалась
около полумиллиона. Численность населения поселка, не считая заключенных,
приближалась к тридцати тысячам. За один 1954 год строители сумели сдать новой
жилой площади 7 тыс. кв. м. Руководство комбината и
поселковый Совет настойчиво ставили перед вышестоящими инстанциями вопрос о
необходимости преобразования поселка в город. И, наконец, 4 октября 1954 года появился Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании Инты в город районного подчинения. Этим же Указом районным
центром был определен поселок Верхняя Инта, что привело к ненормальной ситуации,
когда оперативные вопросы всесоюзной стройки должны были решаться через
поссовет.
|
|
По настоянию Инты лишь 23 июня 1955 года Президиум Верховного Совета
РСФСР утвердил постановление Президиума Верховного Совета Коми АССР о
перенесении райцентра из поселка Верхняя Инта в город Инту. Но пройдут еще почти
два года прямо-таки «дипломатических» переписок и переговоров с Сыктывкаром и
Москвой, пока, наконец, 28 сентября 1957 года Указом Совета Министров РСФСР
город Инта будет признан городом республиканского
подчинения. Для современного интинца девяностых годов
будет интересно высветить ряд моментов, характерных для того года, когда родился
город, для чего автор использовал свою же статью, опубликованную в мае 1984 года
в газете «Искра» под заголовком «Инта - 1954
год». Итак, новорожденный город не имел ни одного
метра асфальтированного покрытия дорог, все улицы и дворы были присыпаны горелой
породой, город не имел авиасвязи с так называемой большой землей, не было в
городе такси, не было и частных автомашин, не было телевидения, была только
первая программа радио. На станции Инта МПС не было еще вокзала. Автодорога
между Предшахтной и станцией Инта была еще в таком состоянии, что интинцев к
московским поездам доставляли по железнодорожной узкоколейке в пассажирских
вагонах. Единственный маршрут автобуса курсировал между центром (ул. Кирова,
7-14) и Предшахтной. Удивления будут достойны и такие
факты, что, например, первый кинотеатр «Россия» только строился, ДКШ был еще
двухэтажный, деревянный. На улицах Кирова и Полярная стояли отдельные чахлые
саженцы, отсутствовала ливневая канализация, очистные сооружения только
строились. Водоснабжение базировалось на артезианских скважинах. Работала одна
средняя школа № 1, а здание школы № 5 еще строилось. Качество угля улучшалось
ручной выборкой породы при его транспортировке лентой от устья шахтного ствола
до железнодорожного бункера-накопителя. Не было ни одного телефона-автомата.
Здание поликлиники № 1 (Кирова, 36) еше строилось. Оно завершало город. Дальше
была тундра. Обычная тундра, куда ходили по грибы и
ягоды.
|
|