|
и подготовительные работы. Старожилы вспоминают: на
центральной части фасада этого клуба на уровне второго этажа, на колоннах
находился узкий балкон, с которого в праздники выступали перед жителями М. И.
Халеев и другие руководители стройки. Предшественник этого здания, так
называемый красный уголок, занимал за улицей Школьная небольшую часть
каркасно-засыпного барака. В первозданном своем виде
только средняя часть здание клуба, где находился зрительный зал, была
двухэтажной, всe остальное - одноэтажным. Недостаток вспомогательных помещений
при быстром развитии самодеятельности заставил уже в 1952-53 гг. перестроить,
здание, сделать его полностью двухэтажным. Несколько изменился и зрительный зал
- была отодвинута задняя стена зала, благодаря чему прибавилось несколько рядов
как в зале, так и на балконе. Кроме того, на боковых стенах зала на уровне
балкона появились маленькие ложи.
ГЛАВА 10
Клуб - центр культуры
О том, как строился клуб,
носящий теперь по праву название Центральный Дворец культуры и техники,
рассказал мне ветеран нашего города, ветеран культуры, рабочий сцены Петр
Иванович Карпенко. Он здесь трудился почти со дня основания. Все события
проходили на его глазах и при непосредственном
участии. Клуб быстро стал притягательным центром
общественной и культурной жизни поселка, клубом народных умельцев и
профессионалов, которых немало выявилось в Инте. Как вспоминал
маэстро-аккордеонист И. Г. Салий, в 50-х годах здесь насчитывалось до 120
человек участников самодеятельности, из них вольных было всего 20. Среди
заключенных были такие знаменитости, как
|
|
певец Н. К. Печковский, киевская
прима-балерина Т. В. Вераксо, ленинградский аккомпаниатор О. И. Ачкасова.
Декорации изготовлял архитектор Артур Томвелиус, музыку аранжировал и сочинял
Александр Ордынец. Фактическим руководителем творческого коллектива стал здесь
Николай Константинович Печковский, сохранивший и в лагере свою кипучую энергию.
При нем ставились оперетты «Марица» и «Роз-Мари» и даже опера Леонковалло
«Паяцы», в которой главную роль исполнял он сам. Официальным же руководителем
был начальник культурно-воспитательного отдела Ю. А. Блудау. Он же - будущий
главный фотохроникер Инты. Здесь надо отметить, что в 1952 году зрительному залу
клуба был придан праздничный, театральный вид, чему способствовали искусная
высокохудожественная лепка стен и потолка, а также установка новой мебели
интинского производства. Таково было начало развития
культурной жизни Инты. Если так можно сказать, эта культура была густо замешана
на профессионализме и самодеятельности. Иначе быть не могло, так как из
сказанного выше понятно, здесь в те годы было немало артистов-профессионалов,
ставших ссыльными. Чтобы сохранить целостность
восприятия, я решил в разделах культуры, народное образование, здравоохранение и
спорт сохранить непрерывность повествования, то есть совместить рассказ о том,
как они развивались в поселке Инта и затем в городе Инта. Какова же была в
дальнейшем история первого в Инте клуба, а затем - Дома
культуры? В 1965 году на улице Кирова было отстроено
новое здание Дома культуры шахтеров. Удивительно, но его строительство было не
совсем законченным, проводилось оно под видом капитального ремонта. Дело в том,
что деревянное здание клуба, построенное наскоро в 1945 году, претерпело за
текущие годы значительные перестройки, но тем не менее стало ветшать.
Руководство молодого города решило, что «гнилое латать - только время терять»,
дало строителям задание строить на этом месте новое капитальное здание. Проект
был составлен проектной конторой «Интауголь» под руководством И. А. Хоменко,
главным инженером проекта был Б. Н. Аленцев.
|
|